Ноам Хомский - американский лингвист, философ, общественный
деятель, автор книг и политический аналитик. Заслуженный профессор языкознания
в Массачусетском технологическом институте и один и выдающихся деятелей науки
XX века. Его фундаментальные труды в области теории языкознания и науки
познания получили заслуженное признание в научном и преподавательском
сообществе.
Ноам Хомский составил список «10 способов манипулирования» с
помощью средств массовой информации.
1- Отвлечение
внимания
Основным элементом управления обществом является отвлечение
внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и
экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения
информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения
внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности
получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и
кибернетики.
«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих
социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения.
Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не
оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные
(цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).
2- Создавать проблемы, а затем
предлагать способы их решения
Данный метод также называется «проблема-реакция-решение».
Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать
определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия
мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание
спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы
граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения
политики, ущемляющей гражданские свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять
как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских
служб.
3- Способ
постепенного применения
Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры,
достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким
образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия
(неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация,
неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая
уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то
наверняка привело бы к революции.
4- Отсрочка исполнения
Другой способ продавить непопулярное решение заключается в
том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться
в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще
согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
Во-первых, потому что это не произойдет немедленно.
Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные
надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от
него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для
того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда
наступит время.
5- Обращаться к
народу как к малым детям
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на
широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как
будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно
неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение
слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные
речевые обороты. Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему
12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с
определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая
оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.
6- Делать упор на
эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления
Воздействие на эмоции представляет из себя классический
прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к
рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления
происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет
открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания,
страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…
7- Держать людей в
невежестве, культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы
и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.
«Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно
быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество,
отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который
не смогут преодолеть низшие классы.
8- Побуждать граждан
восторгаться посредственностью
Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым,
пошлым и невоспитанным…
9- Усиливать чувство
собственной вины
Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в
собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных
возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того,
чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься
самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное
состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о
какой революции и речи быть не может!
10- Знать о людях
больше, чем они сами о себе знают
В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к
образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и
сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в
свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и
психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе
знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью
и в большей степени управляет людьми, чем они сами.
|