Не предела человеческой наглости, особенно если эта
наглость исходит от представителей власти при абсолютной её
бесконтрольности. Процесс попрания Конституционных норм и законов
людьми наделенных народом властью не имеет границ, если некому их
остановить. Создается впечатление, что за
двадцать лет независимости во власти республики сформировалась особая
«каста» правителей и «хозяев жизни», представляющих только определенный
слой молдавского общества со своими взглядами и моральными принципами.
Оградив тем самым себя, свою власть и оценку этой власти от значительных
категорий граждан, имеющих отличное мнение, позицию, происхождение.
Действуя по принципу: не согласен с нашей позицией и не желаешь играть
по нашим правилам - значит ты не член молдавского общества, неудачник и
«лузер». Двадцать лет подобной политики,
обратившись к официальным источникам, создает впечатление, что в
Республике Молдова существует одно мнение – мнение «касты власти», одна
история – утвержденная этой «кастой», один народ, видеть который желает
«каста». Результатом чего является отсутствие отличного взгляда и
подхода в решении важных жизненных вопросов и проблем страны. Всё
инакомыслие давно уже перекочевало на «кухни», как в недавнем нашем
прошлом. Более того, кому становится тесно на этой «кухне», не имея
иного выхода, вынуждены покидать страну в поисках лучшей жизни, что
превратилось уже в современную молдавскую традицию. Чем же тогда
отличается нынешняя власть от той, которую она так любит поливать
грязью, может лучше начать с самих себя, и власти и обществу? Что
касается руководства Республики Молдова, то они действуют, скорее
всего, по формуле: никто не поднимает проблемы, не возражает – значит
все хорошо. Значит можно заменить реальность детской «пустышкой» и
повторять: у нас все прекрасно, нет никаких проблем, экономика на
подъеме, но вы это еще не ощущаете, скоро мы вообще будем в Европе -
ешьте на здоровье! Ход за обществом. Что делать? Первостепенна
роль независимой прессы, СМИ, демократических неправительственных
общественных организаций, которые должны являться «индикатором»
общественного мнения и качественного «анализатора» действий власти. Ни в
кой мере не наоборот, превращение властью этих общественных институтов -
в фильтры, препятствующие доступу своих реальных деяний для широкой
общественности. Перевод любой проблематики в
разряд обобщающих, менее осязаемых, а порой и туманных определений, к
сожалению как не раз мы уже убеждались, не приносит необходимых
результатов. Реакция – ноль. Потому что взгляд на одну и ту же проблему
порой абсолютно противоположный, да и моральные ценности для власть
предержащих приобрели другой окрас и исказились до неузнаваемости. Не
проще, для начала, было бы определить позиции и отношение конкретных
политических деятелей, представителей власти, государственных
чиновников, руководителей общественных организаций и движений, поименно,
по определенным проблемным и противоречивым вопросам, беспокоящим
разные группы населения республики. Получать данные ответы и
опубликовывать их для всеобщего обозрения и оценки. Примером
могут послужить вопросы в форме акций, инициированные и поддерживаемые
общественностью и СМИ, с перспективой присоединения к данным акциям
новых сил и добавления новых актуальных вопросов. Уберем «камень» с дороги! «Камень
советской оккупации», который самые «обиженные, оскорбленные и
униженные советской властью» долго носили у себя за пазухой, водрузили
как символом неприступной стены между властью и народом, чтобы увести
последних по ложному пути. Да и место ему было
выбрано символично – между зданием Правительства и Площадью Великого
Национального Собрания. Заняв место в самом сердце страны, и сменив
памятник В.И.Ленину, «камень» тем самым внес не меньший раздор в
обществе. Если не предпринять никаких мер по
переносу «камня» в достойное ему место, не удивлюсь, что проснувшись в
один прекрасный, день мы увидим Мемориал воинской славы, обнесенный
высоким забором с колючей проволокой. Не этим ли желанием, учитывая
симпатии и антипатии нынешнего руководства по данному вопросу,
объясняются действия кишиневской Примэрии по реконструкции и переносу
заборов Армянского кладбища со стороны мемориального комплекса? Только
широкомасштабные акции всех здравых политических и общественных сил
Молдовы по протесту, сбору подписей граждан, опросу мнений всех без
исключения представителей власти с дальнейшей их публикацией в прессе в
состоянии убрать этот «камень» с дороги, по пути Молдовы как
демократического, толерантного и независимого государства. Да и лозунг прекрасный, лучше не найти – «Уберем камень с дороги!». Я думаю и говорю по-русски! Тема
не нова на территории постсоветского пространства. Равно как и
результаты решения данного вопроса в разных странах бывшего Советского
Союза различны. Обратимся к Украине, где данная тема не менее остра. Власти
регионов Украины неоднократно принимали решения об изменении статуса
русского языка на территории, находящейся в их подчинении. Во многих
случаях признание языка региональным встречало и продолжает встречать
яростное сопротивление противников русского языка. Даже ратификация Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств
в Украине не способствует её исполнению центральной властью в Киеве,
независимо от того какая партия находится у руля страны. Далеко ходить
не надо, одним из предвыборных обещаний украинской Партии Регионов было
определение статуса русскому языку. Поистине: верить политикам – себя не
уважать. Не смотря на всё это, постоянная борьба общественности за статус родного языка, в рамках закона, всё-таки приносит свои плоды. В
тех регионах, где решения о региональном статусе русского языка не
удалось отстоять в судебных инстанциях, законодательными органами были
приняты незначительные поправки. Данные решения звучат уже совсем с
другой риторикой, но без изменения смыслового содержания: «Информировать
общественность о том, что: наряду с украинским государственным языком
при осуществлении полномочий местными органами исполнительной власти,
органами Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления
могут использоваться русский и другие языки национальных меньшинств», а
также «гражданин имеет право обращаться в государственные органы,
предприятий, учреждений и организаций украинском, русском языке, или на
языке, принятом для сторон». Также региональные депутаты информировали,
что любые привилегии или ограничения прав личности по языковым
признакам, языковая дискриминация недопустимы. В
результате активной деятельности общественности и политических партий в
настоящее время русский язык на законных основаниях используется почти
на половине территории Украины. Большое влияние на положительное решение
вопроса оказал лозунг, или как модно сейчас называть «слоган»: «Я говорю по-русски», который был реализован в виде наклеек, календарей, табличек, а также стал вывеской многих культурных программ. Ничто
не мешает в Республике Молдова русскоязычной общественности под
руководством русских общественных организаций, образовательных
учреждений и организаций национальных меньшинств Молдовы выступить с
инициативой ратификации Европейской хартии региональных языков или
языков меньшинств. А также принять участие в контроле повсеместного
исполнения законодательных актов, касающихся вопросов использования и
функционирования языков в Республике Молдова конкретными представителями
власти. Лозунг также подходящий, со своей историей и положительными результатами: «Я говорю по-русски!».
Лозунг, который подтверждает то, что мы есть и никуда не исчезли, как
этого не хотелось бы некоторым. Что мы всё также говорим и думаем на
своем родном языке, и требуем к себе уважения, в частности
представителей власти, в соответствии с Конституцией, Законом о
функционировании языков, Законом о подаче петиций, Законом о печати. Немаловажно
общественности узнать отношение и мнение представителей власти по
вопросу о языках, которым можно предложить своеобразную анкету. Анкета
может послужить не только источником информации о конкретном чиновнике,
но и определить его отношение к исполнению законов, а также хоть немного
восстановить его память. Представьте себе, если
вдруг кто-то из чиновников откажется отвечать на простые и очевидные
вопросы, либо ответит, что не исполняет законы. Или хуже того, после
опроса откажется выполнять то, о чем утверждал в подписанной анкете. АНКЕТА Ф.И.О., место работы, занимаемая должность, 1. Ваш родной язык? 2. На каком языке Вы учились в средней школе (для обучавшихся в РМ)? 3. Были ли в вашем селе, районе школы с другим языком обучением, каким (для обучавшихся в РМ)? 4. На каком языке вы обучались в ВУЗе (для обучавшихся в РМ)? 5. Проводилось ли обучение на другом языке по Вашей специальности, на каком (для обучавшихся в РМ)? 5.1. Если Вы проходили обучение в ВУЗе на русском языке, укажите причины отказа обучения на родном языке. 6. Знакомы ли Вы с Конституцией РМ, Законом о функционировании языков и Законом о подаче петиций? 7.
Согласны ли Вы со Статьей 6 Закона о функционировании языков, что в
отношениях с органами государственной власти, государственного
управления и общественных организаций, а также с предприятиями,
учреждениями и организациями, расположенными на территории Молдавской
ССР, язык устного и письменного общения - молдавский или русский -
выбирает гражданин? 8. Исполняете ли Вы Статью 6, Закона о функционировании языков. 9.
Считаете ли Вы, что гражданин Молдовы имеет право получать образование
на родном языке, в соответствии со Статьей 18 Закона о функционировании
языков? 10. Поддерживаете ли Вы п.2 Статьи 10 Конституции РМ о Единстве народа и праве на самобытность: Государство
признает и гарантирует право всех граждан на сохранение, развитие и
выражение этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности? 11. Поддерживаете ли Вы Статью 13 Конституции РМ о Государственном языке, функционирование других языков? 11.1. Государственным языком Республики Молдова является молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики. 11.2.
Государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и
функционирование русского языка и других языков, используемых на
территории страны. 12. Разрешаете ли Вы опубликовать Ваши ответы в данной анкете? Чем
больше представитель власти говорит на вполне конкретную определенную
тему, тем больше показывает свое истинное лицо. Предоставление им такой
возможности позволит многое поставить на свои мета. Не говорить о
проблеме в общем порядке, а вывести ее, конкретизировав конкретному
лицу, что в свою очередь позволит избежать быть обвиненными в демагогии.
От фактов скрыться уже на много сложнее. В заключение хотелось бы привести интересные на мой взгляд слова Мариана Лупу произнесенные во время недавнего визита в Украину корреспонденту украинской издательской группе «Сегодня». Привожу текст полностью, дабы не быть обвиненным в выдергивании из текста. Вопрос: —
Есть мнения, что сегодняшняя Молдова ведет прорумынскую политику, с
дальнейшим присоединением к Бухаресту, чтобы так оказаться в ЕС. Ответ (М.Лупу): —
Такие мнения высказывают либо люди, не понимающие суть вопроса, либо
это политические спекуляции. Европейская интеграция Молдовы, которая
является приоритетом не только внешней, но и внутренней политики, — это
не лозунг, который гласит: любым путем интегрироваться в ЕС, даже ценой
потери суверенитета и независимости. Республика Молдова как страна — это
не временный проект. Это долгосрочный стратегический проект.
Евроинтеграция не означает для нас отказ от суверенитета и
независимости, и в подтверждение этому, если угодно, есть самый
убедительный фактор: за 20 лет независимости у подавляющего большинства населения сформировалось государственное самосознание.
Это гарантия того, что Республика Молдова есть и будет суверенным,
независимым государством. Именно таким мы видим наш путь к Европе и в
Европу. Никоим образом у нас на повестке дня не стоит вопрос отказа от
суверенитета. Это даже смешной вопрос. Может,
стоит подтвердить на деле слова нашего Вр.И.О. Президента о
сформировавшемся государственном самосознании у населения и предоставить
возможность Мариану Ильичу первому ответить на поставленные вопросы?
|