Гладилин Евгений Александрович
В наше время имеется еще немало
сведений в различных летописях и другой исторической литературе по
поводу личности татарского темника (полководца) Мамая. Его биографию
пытались исследовать многие наши современники, но, натолкнувшись
на весьма скудные, но емкие сведения, начинали сникать и скромно
повторять заезженные слова про татарина-захватчика. Лев Гумилев считал,
что на стороне темника Мамая сражались поляки, крымцы, генуэзцы, ясы,
касоги, а вот волжских татар в его войске было немного.
Сто пятьдесят лет
назад самый русский немец Е.И.Классен обратил внимание ученых на общие
ошибки при написании истории и обозначении народов: в классификацию
народов и национальностей ученые собирают
все мыслимые и немыслимые признаки – религиозные, профессиональные,
территориальные, производные от имен собственных полководцев, названий
местностей, рек, морей и гор (топонимики).
Таким образом, современный житель
Краснодарского края может иметь не одну «национальность»,
руководствуясь научными классификациями.
Приведу пример: житель Таманского
полуострова, омываемого двумя морями, может быть краснодарцем (по
наименованию края), кубанцем-кубманом, таманцем, понтийцем
(черноморцем), меотом (житель побережья Меотийского озера или болота),
азовчанином (Азовское море), предкавказцем, кавказцем, горяком
(жителем гор), азиатом, христианином, мусульманином (от полководца и
священника Мосула), магометанином (последователем Магомета), исламистом
(последователем учения Исмаила, близкого магометанству), анапчанином,
синдом, казаком, арийцем, пограничником (украинцем), строителем,
лекарем, пекарем, щитником (изготовителем щитов или сколотом), скифом
(стрелком), кельтом (обладателем боевого топора), латником
(изготовителем или обладателем лат), русом (по цвету волос), аланом и т.д., не считая фамилии, имени и отчества.
Что же мы видим у историков древности?
Здесь по их версии проживают, практически все из перечисленных
народов. Та же болезнь преследует современных ученых. При этом ни один
из ученых (за редким исключением в отношении малых народов) не
говорит, как сами себя эти народы называют.
Придерживаясь этих правил, можно
уяснить одно, что любая малочисленная семья – многонациональное
государство. Что и требовалось политикам и их наемникам-историкам! Раз здесь эти народы жили, значит, имеют право на современное проживание.
Возвращаясь к нашему герою, можно найти
все те же признаки. Потому по сей день, гадают наши ученые, какой был
национальности Мамай.
Первым из современных ученых, заявившим во весь голос о происхождении Мамая, был Ю.А.Шилов,
теперь уже украинский ученый. Он напомнил читателям о думах
(сказаниях) о казаке Мамае, раскрывающих его славное прошлое в борьбе за
единую Русь и сохранение древних традиций. Вот только не всем это
пришлось по душе: столько лет лелеяли идею раскола двух арийских
ветвей: тюркской и славянской, и вот появился человек, который рушит
идеологический прием «Разделяй и властвуй!».
Напомню читателю некоторые моменты в
истории за несколько столетий до наступления пресловутого
монголо-татарского ига. Более подробно об этом можно прочитать в
других книгах этой серии.
В 965 году киевский кнез-князь
Святослав совершил длительный поход по вассальным землям Козарии
(именно так написано в сохранившихся списках с летописей, Хазарией эти
земли станут стараниями поздних историков) и разрушил несколько
городов в самой Козарии. Летописцы указывают путь следования дружины
Святослава: Киев – Верхнее Поволжье – Дон – Нижнее Поволжье – Самкерц
(Тамань) – Киев. Чтобы решиться на такое предприятие, нужно было
обладать огромными средствами и запасами продуктов питания и фуража,
чтобы прокормить армию во время похода такой длительности, но суть не в
этом. После разгрома Козарии часть его населения, исповедовавшая
ветхозаветный иудаизм, называвшийся караимством под именем караимов
переселилась в Готфию или Тавриду (так в те времена назывался Крым) и
некоторая часть этого населения ушла в Прибалтику, где успешно
проживает и поныне, сохранив в чистоте древний тюркский язык. Основное
население Козарии исповедовало язычество в форме поклонения солнцу и
величались они татара (тата Ра – отец Бог). Они также двинулись в
Готфию и на Кавказ, чтобы укрыться в горной местности от истребления
христианами. В этих местах
проживали родственные по языку народы, но имело место другая ветвь
христианства, не столь радикальная по своей сути как, шедшее из Европы
(в то время еще Венедии).
Судя по сохранившимся данным, родиной
Мамая было Лукоморье – то самое Лукоморье русских сказок, берег
Русского (Черного) моря, территория (терра Тора) легендарной Черной
Руси, участок берега от Крыма до Днепра.
Отсюда началось его восхождение по ступенькам военной лестницы, сюда
же он бежал после поражения в 1380 году. Здесь или в Кафе (Керчи)
нашел свое последнее пристанище, оставив в памяти народной
топонимические названия в реках (Мамайка), возвышенностях (Мамаев
курган) и многочисленных русских фамилиях и народных приданиях в
южнорусских землях. Только в
одном документе имеются свидетельства того, что Мамай принадлежал к
роду Кыйан (что позволяет считать украинским ученым Мамая своим
земляком).
Первые упоминания о Мамае в
отечественных летописях относятся к 1361 году по новому
летоисчислению. В тот год Мамай, полководец Алтын Урус (Золотой Руси,
после правки глобализаторами – Золотой Орды) поддержал юного князя
Дмитрия, сына умершего Ивана 11 Ивановича в борьбе за Владимирский
престол. В то время (1359)
власть великого князя досталась Дмитрию Константиновичу Суздальскому,
имевшему солидную дружину и авторитет среди удельных князей. Ему ничего
не мог противопоставить наследник покойного московского князя
9-летний Дмитрий Иванович. Вот тогда и появился посланник Орды,
талантливый полководец и разумный политик Мамай. В то время он еще не
мог предположить, чем может обернуться для него подобная поддержка.
Великая (Большая) Орда того периода уже
испытывала сложные внутренние процессы. В том же 1361 году происходит
отделение (отпад) мусульманского Хорезма от Большой Орды. В Поволжье
ханы с трудом удерживают ситуацию в руках: часть Орды приняла
христианство, но еще большая часть принимает мусульманство (учение
полководца азиатских торков или гузов Мосула о едином Боге). Подобные
брожения уже существуют на землях Орды от Волги до Днепра, хотя
большая часть населения Орды этого района еще исповедует солнечный
культ, но уже сильны позиции мусульманства, магометанства и
христианства.
Внутренние религиозные противоречия в
Орде привели к началу ее распада и возвышению темника Мамая. Нам
неизвестно, когда родился этот человек, но
мы можем предположить что он был гораздо старше мальчишки Дмитрия,
которого Мамай посадил на престол великого князя по просьбе московских
бояр и митрополита Алексия. В 1364-65 годах Мамаю приходится силой
оружия доказывать Суздальскому князю право малолетнего князя Дмитрия на
великокняжеский престол во Владимире. Война Москвы с Суздалем
завершилась полной победой Москвы, поддержанной татарами. Князь Дмитрий
Константинович Суздальский признал право на престол московского князя и
в 1366 году выдал за него свою дочь Евдокию в знак примирения.
В этом же году отделяется от Орды
мордовский князь Булат, принявший христианство. Великое Княжество
Русское, Литвинское и Жемайтское (в позднее время, когда из Московии
сотворили Русь, то указом царя в 1840 году заменили это название на
Литву) продолжает расширять свои владения и наносит поражение
татарским войскам на Синих Водах. Тверь вступает в союз с ВКЛ и
объявляет войну Москве в 1367 году в борьбе за Владимирский престол
(тесть Ольгерда, Михаил Тверской из рода Рюрика имел немалые основания
быть великим князем). В следующем году великий князь Ольгерд
разбивает при Тростенском озере московские полки, усиленные татарами и
оказывается уже под стенами Москвы («первая литовщина»), но после
непродолжительной осады при приближении отрядов Мамая снимает свои войска и отступает.
Начало 1371 года знаменательно для
московского князя тем, что в борьбу за большую власть вмешивается
соседнее государство – великое княжество Рязанское. В
Москву прибывает Мамай со своими людьми и торжественно вручает
очередной ярлык на княжение Дмитрию Ивановичу, подтверждая свои
симпатии московскому князю. После этого объединенные войска идут на
Рязань и заставляют ее принять «руку московского князя» - стать
данником Москвы, а Олега Рязанского – «подручником Дмитрия Ивановича».
В 1372 году Золотая Орда распадается
окончательно на семь территорий: царство Мамая между Волгой и Днепром;
Новый Сарай; бывшая Болгария на Каме; Мордовия; Ас Тархан (позднее
Астрахань); Сарайчик; Крым. В Заволжских землях мы продолжаем
встречать название Большая (Великая) Орда.
В этом же году
встречаются московская и литовские рати под Любутском. После долгого
стояния и переговоров, не став испытывать судьбу, оба князя заключили
мир и разошлись. Следующий год известен сближением Ольгерда с
митрополитом Киприаном и союзом с Олегом Рязанским.
В 1374 году нижегородцы перебили послов
Мамая, а рязанцы напали на небольшой татарский отряд. В отместку
Мамай направил свои войска на усмирение восставших: была взята и
сожжена Рязань и несколько нижегородских поселений за рекой Пьяной. В
это время Ольгерд вторгся с крестовым походом в земли Мамая с запада.
Вторжение Ольгерда было успешно отражено в конце года, и Мамай вновь направил свой отряд в нижегородские земли и на город Новосиль.
Следующий год отряды Мамая проводят в
ряде походов по усмирению юго-восточных нижегородских земель. Летом в
Орде Мамай вручает ярлык на великое Владимирское княжение Михаилу
Александровичу Тверскому. В ответ на эти действия, на Тверь
отправляется объединенное войско князей Северо-Восточной Руси. После
восьмидневной осады Твери происходит подписание мирного договора, в
котором Михаил Тверской признает себя «братом молодшим» московского
князя Дмитрия, отказ от претензий на великое княжение и возможности
вести внешнюю политику и торговлю. В
том же году происходит набег новгородских ушкуйников на ордынские
земли от Костромы до Астрахани (1375) и поход Дмитрия Ивановича на
земли волжских татар. Таким образом, стало неизбежным столкновение
Мамая с усиливавшимся Дмитрием Московским.
В 1376 году литвины (белоруссы)
захватывают Галицию (Червоную Русь) и при их участии происходит
назначение Киприана на митрополичий престол в Киеве. В это же время
происходит захват власти в части земель Золотой Орды (Поволжье, Сев.
Кавказ, Сев. Причерноморье) Тохтамышем и создание им Белой Орды. После
захвата земель, входивших в земли царства Мамая, Тохтамыш становится
злейшим врагом царя Мамая. Этот фактор и решили использовать в своем
сценарии глобализаторы.
В следующем году в великом княжестве
Литвинском (Белой Руси) к власти приходит Ягайло, который ищет союз с
Мамаем для укрепления собственной власти. Московский князь Дмитрий
Иванович одержал победу над
золотоордынским войском мурзы Бегича на реке Воже. Это была первая
крупная победа московских войск над большим войском Алтын Урус. В 1379
году Дмитрий Иванович идет с войском в западные русские земли.
В 1380 году Мамай заключает союз с литовским князем Ягайло, к которому примкнул Олег Рязанский.
Далее приведу несколько выдержек из
летописи «Сказание о Мамаевом побоище», более похожую на поэтическое
произведение, чем на серьезный исторический документ, в котором среди
восхвалений христианским ценностям иногда проскальзывают реальные
факты. Иногда сведения расходятся со здравым смыслом и чувствуется
рука позднего правщика (В те времена существовало четкое
разграничение, где русские земли, где словенские, а где – московские.
На протяжении еще нескольких столетий Московию не называли Русской
землей, продолжали ездить из «Москвы на Русь», когда нужно было
попасть в Поднепровье). Не всем фактам можно верить, но постараюсь их
прокомментировать. Например, великий князь Ольгерд уже несколько лет,
как умер, но он продолжает фигурировать наряду со своими сыновьями
Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским, оставившими литовские войска и
пришедшими на помощь москвичам. Здесь все понятно: власть им не
досталась по наследству в ВКЛ после отца-христианина, в бывшем тогда
еще языческом государстве, а по закону был избран лучший из князей –
Ягайло. О самом Мамае летопись говорит, что «... имени Мамай, язычник
верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан». В
словах Дмитрия Московского десятки раз звучит желание «пострадать или
умереть за веру христианскую против татар-безбожников». Святой Сергий,
благославляя князя, «...окропил его священной водой и все
христолюбивое его войско, и осенил великого князя крестом Христовым –
знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая бога, и господь бог будет тебе помощником и заступником».
Здесь впервые названы настоящим
именем воины Мамая – «половцы». Напомню, что в официальной истории
половцы (кипчаки – по-арабски) канули в вечность два столетия назад.
Представление о вероисповедывании воинства Мамая говорят такие слова:
«сказал же князь великий брату своему, князю Владимиру: «Поспешим,
брате, навстречу безбожным язычникам, поганым татарам...». (Прим.
авт.)
Все повествование посвящено длительной
подготовке князя Дмитрия к походу в чужие земли, затем выставление
сторожевых постов и подготовке места предстоящего сражения. За
несколько дней до самого сражения объединенное московское воинство
прибыло к месту битвы, выбранное его полководцами две недели назад.
«Тогда начал князь великий Дмитрий Иванович с братом своим Владимиром
Андреевичем, и с литовскими князьями Андреем и Дмитрием Ольгердовичами
вплоть до шестого часа полки расставлять. Некий воевода пришел с
литовскими князьями, именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли,
который знатным был полководцем, хорошо он расставил полки, как и кому
подобает стоять.»
Как видит читатель, «литовцы» носят
русские имена, точнее, - христианские и пришли с Брянска, Полоцка и
Волыни – современных белорусских земель. Это еще раз говорит в пользу
того, что «Литва» - искусственное название, заменившее «Литвинию». В
современной России, Украине и Белоруссии одной из самых
распространенных являются фамилии Литвин, Литвинов, Литвиненко,
подтверждая происхождение носителей этой фамилии. (Прим. авт.)
После расстановки полков, спрятавшихся
за построенными укреплениями и оставившими узкую полоску земли перед
рекой, князь пожелал осмотреть расстановку полков и признал ее очень
хорошей: «Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными,
сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки нашего господа нашего Иисуса Христа.» На следующий день великий князь, сменив коня, вновь
устроил смотр своим полкам и обратился к ним с речью: «Отцы и братья
мои, господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради
христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, а жизнь вечная; и ни о
чем, братья, земном не помышляйте, не отступим ведь, и тогда венцами
победными увенчает нас Христос-бог и спаситель душ наших».
«Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя черное, и сошел с коня, и на другого коня сел,
и сбросил с себя одежду царскую, и в другую оделся. Прежнего же коня
своего отдал Михаилу Андреевичу Бренку и ту одежду на него воздел, ибо
любил он его сверх меры, и знамя свое черное повелел оруженосцу своему над Бренком держать. Под тем знаменем и убит был вместо великого князя».
Здесь и были встречены полки татарские
или языческие. «И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь,
жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной
тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было
вместиться всем на том поле Куликовом: было то поле тесное между Доном
и Мечею... И самого великого князя ранили сильно и с коня его
сбросили, он с трудом выбрался с поля, ибо не мог уже биться, и
укрылся в чаще и божьею силою сохранен был.»
Как говорилось выше, московские полки
оставили неширокую полоску суши вдоль берега, чтобы форсирующие реку
полки Мамаевы не могли развернуться в боевой порядок. Маневр удался, и
начальную часть битвы полки половцев провели в сильно стесненных
условиях. С трудом выровняв ситуацию, войско Мамая стало теснить
христиан. В это время был нанесен решающий удар засадного полка:
«Соратники же, друзья выскочили из дубравы зеленой, словно соколы
испытанные сорвались с золотых колодок, бросились на бескрайние стада
откормленные, на ту великую силу татарскую; а стяги их направлены
твердым воеводою Дмитрием Волынцем; и были они, словно Давидовы
отроки, у которых сердца будто львиные, точно лютые волки на овечьи
стада напали и стали поганых татар сечь немилосердно».
«Безбожный
же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать богов своих:
Перуна и Салавата, Ираклия (это в переводе, в древнерусском тексте:
Херкле, что по-скифски означает Геракла) и Хорса и великого своего
пособника Магомета.»
В тексте точно указывается, каким
богам поклонялся сам Мамай. Кроме этого видно, что в его армии были и
магометане. Этот вопрос мы уже рассматривали ранее. (Прим. авт.)
После удара засадного полка началось отступление войска Мамая, переросшее в бегство. Бежал и сам царь Мамай.
Дмитрий Иванович, объезжая поле брани,
обратился к своему воинству: «Братья, русские сыны, князья, и бояре, и
воеводы, и слуги боярские! Судил вас господь такою смертию умереть.
Положили вы головы свои за святые церкви и за православное
христианство».
Обращаю ваше внимание еще на такой
факт: ни разу летопись не сообщает о монголах или о монголо-татарском
иге, против которого могли бороться московские воины. Здесь не
чувствуется и одним словом защита. Весь сюжет повести пронизан
атакующим духом! Сплошные цитаты из Библии и полная уверенность в
своей правоте в борьбе за «христианские ценности». Кстати сказать,
отсутствуют в ней и поздние фантазии насчет стрелковых полков
генуэзцев и иных представителей зарубежных государств – союзников
«иностранца» Мамая. (Прим. авт.)
Вскоре Мамай был разбит в своих землях
Тохтамышем, а потом и убит. На этом можно было бы и остановить наше
повествование, подведя итог не в пользу славян-староверов, потерпевших
жестокое поражение на поле Куликовом. Отметим еще одну деталь: союз
Москвы с мусульманином Тохтамышем был более приемлем, чем со славянами.
В те времена различие между христианством и исламом было
незначительным, что позволяло им «сотрудничать» против язычества. На московских монетах еще два столетия спустя будут штамповаться арабские тексты и хваления Аллаху.
В год смерти Дмитрия Ивановича
Московского в 1389 году один из сыновей Мамая спас от смерти великого
князя Великого Княжества Русского, Литвинского и Жемайтского под
деревней Глина, за что получил титул князя Глинского. От него пошла
династия князей Глинских, которой предстояло еще сказать свое слово в
европейской политике. В 1421 году в Киеве крестился внук Мамая Олекса
или Алексей, которого в христианской хронологии принято считать
родоначальником Глинских. Его сыновья возвысили свой род, имеющий
царские корни. В те годы в Европе было почетно иметь родство с этой
фамилией. Породнились с нею и великие князья Московские: в 1526 году
состоялось венчание Василия 111 с Еленой Васильевной Глинской. В 1530
году родился у них сын Иван 1V Васильевич, прозванный Грозным за
наведение порядка в стране. Таким образом, через полтора столетия на московском престоле появился царь с богатой родословной, идущей от самого царя Золотой Руси Мамая.
С прискорбием сообщаю, что поражение
славян на Куликовом поле привело почти к полному «охвату» земель
чуждой религией. Потому эта глава помещена в книгу «Славяне» как
подводящая некоторый итог и опровергающая «разовое» крещение Руси в
988 году. Разбив своих религиозных противников – староверов (но не
уничтожив окончательно), иудо-христиане стали готовиться к новым
битвам со своими братьями во Христе, имеющими некоторые религиозные
отличия в обрядах и называемые старообрядцами. Но это уже особая глава в истории...