В воскресенье, 25 декабря, пройдет второй тур выборов
президента непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Главная
сенсация этих выборов уже состоялась. В первом туре основатель ПМР и ее
пятикратный президент Игорь Смирнов выбыл из борьбы. Смирнов
пришел к финишу всего лишь третьим, пропустив во второй тур бывшего
председателя Верховного Совета, бывшего председателя партии «Обновление»
― политического крыла приднестровской корпорации «Шериф» ― Евгения
Шевчука и действующего председателя Верховного Совета и действующего
председателя партии «Обновление» Анатолия Каминского. Последний
считается официальным фаворитом Кремля, но звание это весьма условное,
поскольку не прокремлевских кандидатов в президенты Приднестровья быть
просто не может. Политики и эксперты в Кишиневе с
энтузиазмом обсуждают перипетии приднестровских выборов и их возможное
влияние на ход урегулирования замороженного конфликта и реинтеграции
Республики Молдова. Большинство сходится во мнении, что никаких чудесных
прорывов в деле восстановления территориальной целостности Молдовы
ожидать не приходится и что нынешняя ситуация «ни мира, ни войны» может
сохраняться еще десятки лет. Демократический симулякр: теперь и в Приднестровье Выборы
в Левобережье — это, в первую очередь, внутреннее дело самого
Приднестровья. На происходящее могут пытаться влиять Москва, Кишинев,
Брюссель или Вашингтон, но исход борьбы все равно решают избиратели в
самом Приднестровье. И, как показал результат первого тура, этот исход
может быть очень неожиданным. При том, что
Европейский Союз и Соединенные Штаты никак не нахвалятся на
демократические успехи Молдовы, выборы президента Приднестровья выглядят
гораздо более демократическим упражнением, чем тот маразм с
(не)избранием Мариана Лупу, который уже третий год мы наблюдаем в
парламенте Молдовы. Жители Приднестровья выбирают президента напрямую, в
последний раз из шести кандидатов, и голосование там, в отличие от
голосования за М.Лупу, действительно тайное. Демократические
процедуры — а именно к ним и сводит Запад всю демократию — в
Приднестровье вполне соблюдаются. Депутатов Верховного Совета и
президента выбирают напрямую, а не по партийным спискам, и не в
результате тайных шушуканий на заседаниях какого-то неконституционного
«Совета Альянса». В Приднестровье, кстати, регулярно проводятся
референдумы, а в Молдове политики, как огня, боятся вынести на суд
народа хоть какой-нибудь мало-мальски важный вопрос. И многопартийность в
Приднестровье есть, и плюрализм мнений в прессе присутствует.
Гражданское общество в виде многочисленных неправительственных
организаций на левом берегу, как и на правом, тоже научились
имитировать. В общем, вполне себе приличный демократический симулякр,
ничем не хуже, чем в Молдове. Факт признания
международным сообществом, то есть ОБСЕ, ЕС и США, тех или иных выборов
еще не есть «знак качества» демократии. Что толку, если все выборы в
Молдове были признаны свободными и демократическими, но при этом они
никак не улучшили качество государственного управления и не дали
гражданам реальную возможность хоть как-то влиять на власть, на партии и
политиков? Самая неприятная для Кишинева вещь
заключается даже не в том, что в Приднестровье ловко научились
симулировать формальные демократические процедуры, как во всех приличных
европейских странах, к каковым относит себя и Молдова. Хуже то, что
любой президент, любой парламент, избранный в результате таких выборов,
вовсе не спешит бросаться в объятия Молдовы. Все тираспольские политики
именуют ее не иначе, как «соседним государством», с которым надо
поддерживать добрососедские отношения. Главной
заботой и Шевчука, и Каминского перед вторым туром голосования стали
заверения в том, что они ни в коем случае не сдадут Приднестровье
Молдове, но продолжат курс на укрепление независимости ПМР. Кандидаты в
тамошние президенты обязаны делать это даже формально, поскольку в ПМР
есть Конституция, где записано, что Приднестровье — это суверенное
независимое государство, у которого есть свои органы власти, внутренняя и
внешняя политика, границы, валюта, таможня, вооруженные силы и прочие
атрибуты государственности, и что глава этого государства должен его
защищать и укреплять. Шевчук, и Каминский, как и
Смирнов, говорят о независимости ПМР не как о чем-то эфемерном и
формальном. Они верят в эту независимость гораздо больше, чем Михай
Гимпу верит в независимость Молдовы. Новое поколение «сепаратистов» Для Кишинева Шевчук стал бы не менее трудным партнером, чем Смирнов. Во-первых,
Шевчук моложе. Когда Смирнов создавал ПМР в 1990 году, Шевчуку было
всего 22 года. Он представляет как раз то новое поколение
приднестровцев, которое выросло уже в собственной республике и только по
рассказам старших знает, что когда-то Приднестровье и Молдова
составляли одну общую Молдавскую Советскую Социалистическую Республику в
составе СССР. Во-вторых, Шевчук более
образованный и современный. Если верить его CV, у него пять высших
образований, и по этой части он даст фору любому кишиневскому политику.
Он успел поработать в корпорации «Шериф», известной агрессивным
менеджментом в бизнесе. Он был спикером приднестровского парламента и
знает, как делаются законы. Он имеет серьезных партнеров в руководстве
России и Украины. К нему благосклонно относятся и в европейских
столицах. Про него уже не скажешь, что он дремучий и упрямый «совок»,
как Смирнов. Переговоры с Шевчуком будет вести не легче, чем со
Смирновым. Это будет тот же железный кулак, но в бархатной перчатке. Новое
руководство Приднестровья будет готово обсуждать с Молдовой какие-то
технические вопросы — железнодорожное сообщение, телефонную связь,
движение людей и товаров и т. п., но такая политика малых шагов, хорошая
сама по себе, вовсе не означает, что эти шаги будут делаться для того,
чтобы Молдова реинтегрировалась. Противоречие
сегодняшнего статуса Приднестровья — де-факто независимого государства,
де-юре входящего в состав Республики Молдова ― можно разрешить либо
через признание независимости ПМР и де-юре, либо через включение ПМР в
состав Молдовы и де-факто, либо через создание какой-либо новой
государственной конструкции из двух осколков бывшей МССР. Сегодня
никакого реального плана решения приднестровской проблемы, никакого
проекта реинтеграции Молдовы не существует. После провала предложенного
ОБСЕ в 2002 году проекта федерализации Молдовы и разработанного в 2003
году кишиневскими и тираспольскими экспертами при посредничестве Москвы
«Плана Козака» ничего в направлении окончательного урегулирования
сделано не было. Евроинтеграция vs. реинтеграция Не только элитам, но и большей части граждан как на левом, так и на правом берегу Днестра никакая реинтеграция не нужна. Понятно,
почему не хотят объединяться с Молдовой не только приднестровские
политики и бизнесмены, но и большинство населения. Но не меньше причин
не объединяться с Приднестровьем есть у политиков и бизнесменов на
правом берегу Днестра, а что касается населения, то, по опросам
общественного мнения, лишь 1 (один) процент граждан на правом берегу
считает приднестровское урегулирование главным приоритетом. Политики,
которые пришли к власти в Кишиневе в 2009 году, считают, что две
интеграции одновременно — европейскую и реинтеграцию ― Молдова не
только не потянет, но и что эти два процесса противоречат друг другу,
поскольку пророссийское Приднестровье, ориентированное на интеграцию в
структуры типа Таможенного и Евразийского Союза на Востоке, будет
выступать тормозом интеграции Молдовы с Европейским Союзом и Румынией. Стратегия
кишиневских властей — сначала интегрируемся в Европу, после чего
подтянем за собой и Приднестровье — на деле оборачивается тем, что не
получается ни первое, ни второе. За 20 лет
независимости никто в Кишиневе не смог внятно объяснить, а почему,
собственно, левый берег должен быть вместе с правым. Только потому, что
когда-то они были вместе в Советском Союзе? Но ведь большинство
молдавских политиков не признают наследие СССР. Они говорят, что
Приднестровье принадлежит Молдове по международному праву. Но в
Приднестровье так не считают. По этому поводу в 1992 году между
сторонами даже произошла война, которую Молдова проиграла. Одна
из популярных теорий реинтеграции гласит, что Молдова должна стать
более привлекательной, и тогда Приднестровье само захочет объединиться с
ней, как Восточная Германия с Западной. Но Молдова никогда не станет
для Приднестровья более привлекательной, чем Россия или Украина, не
только в духовном и культурном плане, но и по уровню жизни. Само
существование Приднестровья незаконно, говорят кишиневские политики. Но
с кем тогда вели переговоры и подписывали документы президенты Снегур,
Лучинский, Воронин? С кем будет и дальше вести переговоры молдавская
сторона после того, как в Тирасполе сформируется новая власть? Смирнов
постоянно махал перед собой пачкой документов, подписанных с Кишиневом.
Это все филькины грамоты, парировали молдавские политики. Но почему
тогда никто — даже Гимпу! ― не денонсировал ни один из этих документов?
Например, Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного
конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992
года, на основании которого в Зоне безопасности находятся российские
миротворцы? Или Меморандум об основах нормализации отношений между
Республикой Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 года, в котором
стороны обязались и дальше строить между собой «государственно-правовые
отношения»? Эти документы подписывали Снегур, Лучинский, Воронин,
Ельцин, Кучма, Смирнов, главы ОБСЕ. Но почему Гимпу-то их не отменил?
Или кишка тонка, и все, на что он способен, ― это поставить камень
своего имени на центральной площади Кишинева? Ты против российских
миротворцев — так отмени юридическую базу их пребывания на территории
Молдовы. Ты считаешь приднестровских лидеров преступниками — так отмени
перемирие с ними, начни новую войну и попробуй победить их. Или слабо?
Остается только посочувствовать избирателям Гимпу, которые, наверно,
считали его крутым парнем, а тот оказался таким политическим заморышем. Сегодня
в Тирасполе смеются: о чем можно договариваться с кишиневскими
политиками, которые даже друг с другом не могут договориться?
Собственного президента избрать не могут — и собираются нас учить жизни?
Странные они какие-то, однако. И что тут возразишь?
Другая Молдова Но
главная причина, почему кишиневские политики не хотят объединяться с
Приднестровьем, заключается в том, что они прекрасно понимают: решить
приднестровскую проблему — значит создать новое Молдавское государство.
Даже если формально это будет то же самое государство — субъект
международного права Республика Молдова в своих международно признанных
границах, ― реально это будет другая страна. Если
приднестровская проблема будет когда-то решена, то это произойдет
вопреки желанию политиков и бизнесменов в Кишиневе и Тирасполе, и только
потому, что так захотят, и не только захотят, но и смогут по этому
вопросу договориться, международные покровители Кишинева и Тирасполя —
Европейский Союз и США, с одной стороны, и Российская Федерация, с
другой. Россия и Германия, обсуждая вопросы
европейской безопасности, хотят показать, что они могут добиться в этом
деле каких-то успехов. По сравнению с конфликтами в Закавказье
приднестровский выглядит самым легко решаемым. Молдова граничит с ЕС, и
Берлину с Москвой было бы приятно продемонстрировать, что они сумели
договориться и решить этот конфликт. Внешние
«кураторы», или, как сейчас модно говорить, «партнеры по развитию»,
будут подталкивать стороны к переговорам, в ходе которых рано или поздно
придется подойти к определению статуса Приднестровья. Независимость, на
которой настаивает сегодня Тирасполь, и унитарный характер государства,
за который держится Кишинев — это крайности. Значит, компромисс должен
быть где-то посередине — какая-то форма федерации. Федеративную
Республику Германию или Российскую Федерацию словом «федерация» не
испугаешь. Но если его в Кишиневе боятся, то можно его и не
использовать. Можно придумать какое-нибудь нейтральное название для
новой государственной конструкции. Но все равно это будет уже другое
государство, созданное на месте Республики Молдова и ПМР. Реальное
объединение с левым берегом — это самый страшный сон правобережных
политиков, поскольку, какой бы ни была форма этого объединения, в
действительности, оно будет означать «транснистризацию» всей Молдовы. По примеру ХСС и ДСВР В
случае объединения двух берегов Днестра Приднестровье, сохранив свою
государственность, должно будет отказаться от части атрибутов
независимости (валюта, армия и т. п.). Оно должно будет допустить
действие общемолдавских законов на своей территории и разрешить
молдавским политическим партиям участвовать в выборах в регионе. Взамен
Кишинев должен будет поделиться частью полномочий с Тирасполем и
разрешить приднестровским партиям участвовать в общемолдавских выборах. В
Приднестровье будет создана своя региональная партия по примеру
баварского Христианско-социального союза, Демократического союза венгров
Румынии, итальянской Лиги Севера, политических партий в канадском
Квебеке или испанской Стране Басков. Эта новая партия будет
контролировать органы власти в Приднестровье и получит солидный пакет
«акций» во всей Молдове. На сегодня в Молдове
зарегистрировано 2,6 млн. избирателей, в Приднестровье ― 400 тыс. Вместе
получается 3 млн. избирателей, из которых на выборы в органы власти
новой Молдовы пойдут порядка 2 млн. человек. Приднестровская партия уже
только за счет голосов в собственном регионе получит до 15 процентов
мест в кишиневском парламенте. Можно не сомневаться, что такая партия
перетянет на свою сторону и значительную часть электората на правом
берегу, прежде всего тех избирателей, которые сегодня голосуют за Партию
коммунистов. В отличие от правобережных коммунистов приднестровские
политики не станут рассказывать сказки о том, как они будут «изучать
вопрос» о вступлении в Союз России―Белоруссии или о придании русскому
языку статуса второго государственного. Они будут реально добиваться
этого всеми законными способами. Таким образом,
приднестровская партия, контролируя собственный регион, имея союзников в
Гагаузии, может получить до четверти мест в парламенте Молдовы и
участвовать в любых возможных правящих коалициях, как это делали Франц
Йозеф Штраус в Германии и Марко Бела в Румынии. Параллельно
приднестровский, и стоящий за его спиной российский и украинский бизнес,
будут агрессивно осваивать правый берег Днестра, а затем и правый
берег Прута. При таком раскладе на кишиневских
унионистских партиях можно будет поставить крест. Поэтому они будут
всячески сопротивляться объединению с Приднестровьем, которое им, если и
нужно, то только как голая территория, без самих приднестровцев. Если
все это когда-нибудь и случится, то в очень отдаленной перспективе. Но
уже сейчас хочется внести свой вклад в «копилку» предложений по
приднестровскому урегулированию: объединить Тирасполь и Бендеры в один
город, перенести туда столицу новой Молдовы, назвать ее тоже Молдовой, и
построить на Днестре самый современный и красивый город по примеру
того, как бразильцы и казахи построили свои новые столицы Бразилию и
Астану.
|