Как будут развиваться события при различных сценариях разрешения Приднестровского конфликта?Для
начала, хотелось бы сориентировать читателя на неэмоциональный взгляд
столь трепещущей темы и вспомнить изречение К.Маркса: «Миром правит капитал». (От автора - другой вопрос как капитал учитывает интересы тех, с помощью которых он создается). Цель
публикации - оценить готовность самого общества и власти на обоих
берегах Днестра к результатам развития событий по тому или иному
сценарию. Итак, представим себе, что все-таки будет принято то или иное решение по урегулированию Приднестровского конфликта. Наиболее вероятными являются только три сценария развития событий: 1.
Сценарий реинтеграции в Республику Молдова будь то в форме автономии
Приднестровья с особым статусом, либо в форме федерации или
конфедерации. 2. Признание независимости Приднестровской Молдавской Республики. 3. Все как есть остается на своих местах. Плюсы Без
сомнения, главные действующие лица всех участников, при которых станет
возможным разрешение конфликта по этому сценарию, получат лавры
победителей и соберут максимум политических очков. Запад
припишет победу себе, как «основоположнику и законодателю мод
демократии», хотя их участие в самом процессе является
условно-моральным. Россия покажет всему
миру, что в состоянии решать последствия региональных конфликтов не
только военным способом, что усилит ее пошатнувшееся в последнее время
влияние на постсоветском пространстве как политического приемника Союза. Молдова
заявит о себе с позитивной стороны, как зрелое государство, способное
результативно вести диалог, идти на компромиссы и решать нетривиальные
проблемные вопросы, направленные на укрепление целостности своего
государства и утверждение своей государственной идентичности. Украина
также сумеет зачислить в свой актив дипломатический успех. Ведь не зря
ей в этих процессах, постоянно приходится использовать свое выгодное
географическое положение и историческое отношение к Приднестровью. И наконец, Приднестровье,
которому на первый взгляд достанется меньше всего, но все же,
приобретение конкретно-определенного юридического статуса само по себе
будет являться положительным фактором для простых граждан, проживающих в
Приднестровье. Но это только положительные
аспекты разрешения проблемы. Чем же в этом случае придется жертвовать
сторонам конфликта, наблюдателям и гарантам? Минусы «Минус» определение крайне относительное. Кто-то потеряет, а для кого-то «Минус» в итоге может оказаться большим «Плюсом». Молдову
в результате данных преобразований, в виду обязательной необходимости,
ожидают внеочередные выборы в Парламент Республики Молдова. Учитывая
количество избирателей в левобережных районов порядка 400 тысяч человек,
их активность, достигающая 80%, следует предполагать, что
Приднестровским партиям достанутся более 20% мест в Парламенте РМ, ввиду
явной очевидности, что приднестровцы будут голосовать за «своих».
Необходимо также учесть, что Приднестровские партии обязательно найдут
своего избирателя и на правом берегу Днестра, в большей мере за счет
части разочарованного электората коммунистов, и в меньшей - ДПМ и ЛДПМ.
Также и за счет ранее разочарованных избирателей, которые традиционно
на протяжении долгого времени игнорируют выборы. После примерных
подсчетов можно уверенно предположить, что в обновленном Парламенте РМ
окажутся более 30% представителей Приднестровья. Только одного этого достаточно, чтобы представить себе какие потрясения могут ожидать политический «Олимп» Кишинева. Реинтеграция в Молдове невозможна без изменения унитарного характера государства, что неминуемо должно привести к пересмотру Конституции. Это изменение обусловлено необходимостью вынесения данного вопроса на одобрение референдума большинством граждан, включенных в избирательные списки, и принятием двумя третями голосов депутатов Парламента: -
Положения о суверенном, независимом и унитарном характере государства,
а также о его постоянном нейтралитете могут быть пересмотрены только
при их одобрении путем референдума большинством граждан, включенных в
избирательные списки. - Парламент вправе
принять закон о внесении изменений в Конституцию не ранее шести
месяцев после представления соответствующего предложения. Закон
принимается двумя третями голосов депутатов. Приднестровье
при этом ожидает не меньший эмоциональный стресс, а точнее его
политическую элиту. Главное это ломка идеологической концепции
суверенности, на которой всегда держалась вся власть в Тирасполе.
Отпадет само понятие как гражданин Приднестровской Молдавской
Республики. И как следствие, для реализации данного проекта необходимо
будет, прежде всего, провести переориентирование политической концепции
Приднестровья и «модернизацию» нынешнего руководства в Тирасполе (т.е.
выражаясь по-русски сменить лидеров). Приднестровью
также придется расстаться со своим постоянным имиджем, запечатленном в
образе «бедного родственника» то России, то Украины, то вместе их
взятых, постоянно просящего помощи, защиты и «вхождения в положение»
из-за непризнания своего статуса и «нехороших» правобережных соседей. Над
остальными интеграционными процедурами необходимо будет конечно
потрудиться, но в принципе, они носят больше технический характер.
Например: 1. Приднестровская армия – в мировой
практике существуют институты Национальной гвардии, подразделений
самообороны, которые можно закрепить законодательно для Левобережья. 2.
Приднестровские органы внутренних дел – возможно решить путем
законодательного учреждения для данного региона муниципальной милиции
(полиции) с определением ее статуса, принципов формировании и
подчиненности, прав и ответственности. 3.
Приднестровская таможенная служба – объявление свободной экономической
зоны, при условии контроля над внешними границами и финансовыми потоками
со стороны Республиканских органов, на которые, как мы убедились
раньше, представители Приднестровья гарантированно будут иметь немалое
влияние. 4. Бюджет – передача широких полномочий в его формировании и расходовании. Известно, что Россия является главным действующим лицом во всех вопросах связанных с Приднестровьем и единственной страной, имеющей реальное влияние на Тирасполь.
С начала существования ПМР Россия является самым близким ее союзником,
всесторонним помощником и фактическим владельцем «запутанного клубка»
под названием Приднестровье. Тяжело Москве будет расстаться с этим
«клубком», которым на протяжении 20 лет она вертит, как ей выгодно в
зависимости от ситуации. При этом, никому не показывая всех его концов. В
случае реинтеграционного процесса в Молдове, России придется сменить
выгодные позиции всеобщего контроля ситуации в Левобережье и
переключиться на более дорогостоящие, сложнее управляемые рычаги влияния
посредством интегрированных политических формирований. Да и правила
игры, думается, в этом случае будут более открытыми. Явно,
что этот путь является более накладным для сохранения и усиления
влияния со стороны России в регионе, несмотря на возможность
опосредствованного «допуска» во власть на правом берегу через избираемых
приднестровских представителей в Кишиневе. Очевидно, что реинтеграция Республики Молдова не входит в планы Румынии.
В случае если все-таки произойдет осуществление проекта объединения
Молдовы и Приднестровья, то все усилия румынской стороны, направленные
на восстановления «Великой Румынии», откатятся на много лет назад.
Реинтеграция Молдовы повлечет за собой еще большие затраты и усилия
за-Прутских соседей для осуществления своей давней мечты, а возможно и
вообще эта мечта останется лишь мечтой. При сценарии объединения Молдовы Украина,
по всей видимости, потеряет не больше, чем найдет. Не считая конечно
отказа от идеи возврата исторических территорий и потери давно уже
сформировавшегося традиционного «приграничного бизнеса» с
Приднестровьем. Независимая ПМР Воплощение
в жизнь де-юре результатов неоднократных референдумов о
самопровозглашении независимости Приднестровской Молдавской Республики
невозможно без согласия Кишинева. А точнее, как минимум, невозможно без
согласия конституционного большинства Парламента РМ, так как согласно
Конституции Республики Молдова «Территория Республики Молдова
неотчуждаема». Как бы ни было на самом деле, на сегодняшний день
Приднестровье, хоть и формально, но является территорией Республики
Молдова. Представим, что это случиться и, на первый взгляд, Молдова
сразу станет страной неотягощенной последствиями военного конфликта,
что приблизит ее на одну ступень ближе в стремлениях интеграции в
Европейское Сообщество. Но это только на первый взгляд. Европа вроде
близко, но на вопрос о вступлении в ЕС до сих пор, ни один европейский
политик не дал конкретного ответа. Мы слышим только - готовьтесь,
выполняйте наши требования, ждите и все будет «хорошо». Как
последствие отказа от Левобережья можно с уверенностью спрогнозировать
усиление желания Гагаузии последовать по пути Приднестровья, учитывая
«топорные» действия и якобы необдуманные заявления
унионистских партий. А как этот шаг оценят 300 тысяч граждан Республики
Молдова, проживающие в Приднестровье? Нельзя исключать и активизацию
при содействии некоторых кругов из-за Прута настроений по возврату
Украиной южной Бессарабии, вроде звучит как бред, но к нему мы вернемся
ниже. Очевидно одно, что официальное оформление «развода» с
Приднестровьем создаст еще большую угрозу существованию молдавской
государственности и идентичности, а также обострит ситуацию в
многонациональном обществе Молдовы на «старую тему» при новых
обстоятельствах. В свою очередь, Приднестровье
с точки зрения государственности в принципе готово к своему положению
законно-признанной независимой страны. Только существование в одиночку,
потеряв статус «просящего», без союза с сильным государством будет
политически и экономически несостоятельным. Прямой союз с Россией, а тем
более вступление в состав Российской Федерации, в соответствии с
последним приднестровским референдумом, будет являться «ударом ниже
пояса» Украине. Не зря Украина 20 лет не позволяет себя удалить от
Приднестровской проблемы, постоянной активизацией работы своих
специальных представителей, депутатов Верховной Рады, дипломатических
ведомств, раздачей «оптом» паспортов граждан Украины в регионе и
напоминанием всем, между прочим, об историческом происхождении
Приднестровья (МАССР) как такового. Присоединение Приднестровья к Украине,
о чем ратуют некоторые политические деятели в Киеве и Одессе, как
возврат ранее отданных МССР территорий, будет являться самой большой
ошибкой украинской власти за всю ее историю «незалежности». Украина в
этом случае, выражаясь математически, приобретет еще один «Крым» в
квадрате. Да и претензии по южной Бессарабии не заставят себя долго
ждать, в связи с появлением уже некоторой своей обоснованности –
«Приднестровье вернули, так юг наш отдайте». Резонный вопрос, а почему всего этого стоит ожидать украинской стороне от присоединения к себе Приднестровья? 1.
Наряду с гражданами Украины в Приднестровье также проживают граждане
Республики Молдова и Российской Федерации, а зачастую первые, вторые и
третьи в одном лице. 2. Сильные позиции
Российской Федерации в регионе и высокий уровень симпатии населения
Левобережья к России с первых дней самопровозглашения своей
независимости. 3. Присутствие Российской армии в Приднестровье. 4. Повсеместное присутствие российского капитала, который явно не даст себя потеснить украинским присутствием. 5.
Явно, недостаточное внимание к проблемам коренных национальных
меньшинств в украинской Бессарабии (население украинской национальности в
данном регионе явно не доминирует) и невысокий уровень
социально-экономического развития региона. 6. Высокий уровень наличия у жителей юга Бессарабии вторых гражданств: Молдовы, Румынии, Болгарии. 7.
Вступление в ЕС «обновленной» Молдовы можно скорее отнести к
фантазиям, которые как любая сказка может воплотиться в реальность в
далеком будущем. Но упрощение, а возможно и отмена визового режима в
Евросоюз вещь вполне реальная. Применение визового режима Евросоюзом
решает, главным образом, проблемы учета и контроля внешней миграции.
Учитывая, что Республика Молдова решила вопрос с биометрическими
документами и является небольшой страной, далеко немалая часть
трудоспособного населения которой и так находится в Евросоюзе, то можно
предполагать, что большая часть к безвизовому въезду уже сделана. Как
только Молдова получит более привилегированный визовый статус по
сравнению с Украиной, то можно ожидать увеличение числа граждан Молдовы
за счет приднестровцев и украинских бессарабцев. Дело не в идеологии и
симпатиях, а в том, что люди, прежде всего, думают о хлебе насущном,
то есть о трудоустройстве в ЕС. 8. В случае повсеместного применения Статьи 19 «Основания для потери гражданства Украины» п.1 Закона о гражданстве Украины
(сохраняемой в целях «карающего меча» в стиле военного коммунизма,
которая противоречит определению «единого гражданства» Статья 2 того же
Закона), Украина рискует формально, искусственно «заселить» свои
приграничные районы иностранцами, постоянно проживающими в Украине. К
слову, при проведении этой компании повсеместно, Верховная Рада, которая
давно уже превратилась в «клуб самых богатых людей Украины», рискует
вообще остаться без кворума. Для России
независимость Приднестровья не окажется более накладной в финансовом
плане, чем сейчас. Сколько тратили на помощь непризнанной Республики,
столько и будут тратить на признанную. Но в этом случае, Москве придется
забыть о Правобережье, ввиду исчезновения веской причины политического
присутствия в регионе. Включение в свой состав, с одной стороны
позволит мотивировать некоторые требования к Украине по поводу
обеспечения доступности к своей территории. Но с другой стороны Украина
при этом «своего не упустит». В другом варианте, у России есть
возможность «подбросить» этот «подарок» своему южному братскому
украинскому народу, тем самым при дальнейшем развитии событий по
вышеуказанному сценарию укрепить свой статус «разводящего» в регионе. Сохранение существующего статуса Приднестровья Учитывая вышесказанное, созревают два вопроса: - Готовы ли стороны к конкретным шагам по решению задекларированных задач? - Почему никак стороны не могут прийти к решению Приднестровского конфликта? Явно
очевидными являются различия в конечных целях переговорщиков и
неопределенность в конкретных шагах для их достижения. Не этим ли
объясняется публикуемое желание сторон к переговорному процессу и
отсутствие результатов по разрешению конфликта. Все это больше походит
на анекдот про того цыгана, которому большее удовольствие приносит сам
«процесс» а не его результат. Возможно, причиной является боязнь
перемен, которые затронут в большей степени структуры излишне
ангажированной государственной власти сторон, затянувшегося конфликта.
Только это может объяснить сохранение ситуации такой, какой она есть
сейчас. Не зря обывателя не посвящают в детали переговорного процесса -
неведением легче всего каждой стороне по-своему интерпретировать их
результаты. Очевидно, что при любом варианте
развития событий в регионе наиболее выгодное положение и возможность к
маневру среди участников переговорного процесса сохранит Россия. Может
поэтому стоит обратить большее внимание в этом направлении и не
ограничиваться только поиском сильных союзников на Западе и
противопоставлять их России. Хотя великодержавие России, к которому она
так стремится, как преемник СССР и Российской Империи, должно тоже,
наконец, всем прилюдно озвучить свои желания в регионе и «оценить» их
стоимость. Ведь достаточно вспомнить из своей богатой истории о том,
что носить звание Великой Державы является дорогим удовольствием. По
прошествии двадцати лет независимости Молдовы, фактической
независимости Приднестровья, истории конфликта не подвергается сомнению
стремление Правобережья и Левобережья в поиске более сильных союзников
для урегулирования противостояния. Только, к сожалению, поиски они
ведут в разных, противоположных направлениях. Сохранение
существующего статуса Приднестровья является оптимальным вариантом для
большинства ныне действующих лиц во власти на обоих берегах Днестра,
которые боятся потерять свои политические и экономические позиции в
«родных уделах». Остальные стороны переговорного процесса и наблюдатели
во избежание риска потери контроля над ситуацией в регионе также не
склонны принимать решения по изменению судьбы Приднестровья. Момент истины Какой бы сценарий решения Приднестровского конфликта нас не ожидал, ни один путь кроме как согласие правого берега на интеграцию при любых условиях,
не приведет к разрядке напряжения во всем регионе. Данный путь в свою
очередь позволит Кишиневу хоть и с опозданием, но исправить грубейшие
ошибки, допущенные на заре своей независимости. Именно
отказ от унитарного устройства Республики позволить сохранить Молдову в
границах 1990 года как единое, многонациональное государство, оттеснит
на задний план политиков унионистов и позволит снять напряженность в
спорах о языке, национальной идентичности и национальных меньшинств. Для
того чтобы раскрыть истинные желания лоббистов тех или иных вариантов
Приднестровского урегулирования достаточно отказавшись от эмоциональной
предвзятости, которая за 20 лет истории конфликта объективно
накопилась, попытаться спрогнозировать более долгую перспективу
развития событий по продвигаемым ими сценариям. Активное
использование в последнее время унионистами давно «запылившихся»
аргументов о молдавском/румынском языке, молдавской/румынской истории, о
поглощении Приднестровья или, на худой конец, набирающие силу
убеждения об отказе от Приднестровья, без сомнения ведет к разрушению
молдавской идентичности и государственности в целом. Безмолвие других
псевдодемократов и псевдолиберал-демократов подтверждает их полную
солидарность с унионистами в данном вопросе, что соответствует их общим
взглядам, диктуемым из Бухареста. Как бы на словах ни маскировали
нынешние партии власти в Молдове истинные мотивы своих слов и действий,
всё тяжелее становится скрывать их боязнь в решении приднестровского
вопроса путем реинтеграции по обоюдному согласию. Ведь в этом случае
новый формат власти в обновленной Молдове, прежде всего, нанесет политический удар именно по ним.
|