200 лет назад междуречье Днестра и Прута было присоединено к
России.
Мы посмотрим на эти 200 лет через призму народного
просвещения. Каково было влияние России и СССР, а также Румынии на рост
образования и просвещения в крае.
Публицист Петру Богату в своем материале «Как нам вырваться
из истории России?» обратил внимание автора на один интересный момент. Россия в
его материале названа страной неучей, а Румыния, в свою очередь, надо понимать,
страна просвещения. Мы посмотрим на просвещение в Бессарабии за последние 200
лет сквозь призму тезиса страна «неучей» vs страна «просвещения». Каждый
читатель сможет потом сам поставить кавычки там, где он считает это нужным, и
сам ответит на этот вопрос.
Век XIX. Бессарабия
В 1812 году, когда Бессарабия вошла в состав Российской
империи, на территории княжества не было ни одного учебного заведения. Ни вуза,
ни школы, ни гимназии - ничего. Обучение шло только в монастырях и
церквях. В начале XIX столетия просвещение в княжестве было на уровне
первого этапа средневековья, который еще называют темными веками. (Так принято
называть время, когда классическое античное образование уже умерло, а
средневековое еще не появилось, и все, что касается письма и грамоты, было
сосредоточено в руках церкви).
Духовная семинария – первое государственное учебное
заведение в крае – была открыта в 1813 году. В 1916 при семинарии создается
Благородный пансион с пятилетним сроком обучения для дворянских детей. С 1823
этот пансион уже выполняет функции гимназии.
В 1828 году учреждается дирекция народных училищ Бессарабской
области. К концу 40-х годов в крае уже действует около 300 школ всех типов: в
них обучается не более 10 тысяч человек.
В 1858/59 учебном году в Бессарабии действует уже 399 школ
всех типов, в которых обучается уже свыше 12 тысяч учащихся. Но потребность
общества, конечно, была в куда большем числе образовательных заведений.
Перепись 1897 года показала, что около 82% населения края
безграмотны. В статье «Как нам вырваться из истории России?» П. Богату назвал
другую цифру - 94% безграмотных, что не соответствует реальной статистике. Из
208 тысяч детей школьного возраста в конце XIX века в школах обучается лишь 41
тысяча человек. Безусловно, 20 % учащихся - цифра не радужная, но весьма
существенная. Особенно, если учитывать тот факт, что современная молдавская
историография рассматривает Бессарабию как колонию Российской империи.
В 1906 году в Бессарабии уже 1007 начальных школ, в том
числе 130 земских, 402 министерских, 33 общественных, 69 «инородческих», 370
церковноприходских и 3 прочих. В них насчитывается 74 тысячи учащихся.
В 1914 году в Бессарабии 1846 школ всех типов и обучается в
них уже 115 тысяч детей.
В 1917 году в Бессарабии свыше 50 средних учебных заведений,
в том числе 27 мужских и женских гимназий, 5 реальных училищ, 4 учительские
семинарии (среди них Кишиневский учительский институт) и 1-е коммерческое
училище. Общее число воспитанников всех этих учебных заведений весьма
внушительно - 11 тысяч человек.
В контексте тезиса «царская Россия - страна «неучей»
отметим, что Сергей Юльевич Витте, если судить по его мемуарам, получил
прекрасное математическое образование в Бессарабии, а это, безусловно, один из
факторов его блестящей дальнейшей карьеры.
Национальный музей истории Республики Молдова располагается
в здании бывшей гимназии. Видно, современные румынские публицисты или редко
захаживают в сам музей или может просто не очень глубоко знают историю, раз
клеят различного рода ярлыки о стране «неучей».
Век XIX. Румыния
Стоит признать, что в Бессарабии за годы ее нахождения в
составе Российской империи не было построено высшего учебного заведения. Это,
безусловно, минус. Но безусловный плюс тот факт, что сотни уроженцев Бессарабии
поступили и прошли обучение в ведущих высших учебных заведениях Российской
империи. Члены Сфатул Цэрий, которые потом голосовали за присоединение
Молдавской Республики к Румынии, были среди тех бессарабцев, что учились в
вузах страны «неучей».
Современные адепты объединения стоят на той точке зрения,
что нахождение Бессарабии в составе России было тяжким бременем, а население
края ужасно страдало. Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что
интеллектуальная элита края сформировалась под сенью российского просвещения, и
именно эта элита потом стала на путь унионизма. Но это уже совсем другая
история.
Рассмотрев состояние образования в Бессарабии в XIX веке,
посмотрим, как обстояли дела в Румынии в тот же период времени.
В 1861 в Румынии насчитывается 2 тысячи приходских и 140
полных начальных школ, 7 гимназий и один университет в Яссах, юридический
факультет в Бухаресте и еще несколько средних учебных заведений. Число учащихся
в учебных заведениях различного типа в 1850 году составляло 10 тысяч человек, в
1875-м – 100 тысяч.
В 1876/77 учебном году в стране 35 лицеев и гимназий, 7
педагогических училищ. Количество учащихся - около 5 тысяч человек. В духовных
семинариях (их на тот момент было 10), обучается 3 тысячи человек.
В 1900 году в высших учебных заведениях учится почти 4
тысячи человек. Согласно закону 1893 года, начальное четырехклассное
образование в селах считалось обязательным лишь в том случае, если в школе
работало не менее двух учителей. В школах, где был один учитель, дети учились
лишь два года. На пороге XX века три четверти сельских школ имели по одному
учителю.
По всей стране из-за этого масса детей даже не заканчивала
начальную школу. В 1900/01 учебном году в школах училось 125 тысяч детей из 700
тысяч детей школьного возраста. Накануне XX века среди населения Румынии
неграмотными были 78% населения, а в сельской местности - 84% жителей.
К концу XIX века процент грамотных и неграмотных на берегах
обоих берегов Прута был практически одинаковым. 78% населения Румынии и 82% в
Бессарабии.
Население Бессарабии в 1897 году -1935412 человека.
Население Румынии на 1900 год - 6 миллионов. Из этого можно легко вычислить
количество грамотных в Бессарабии - 348374, а в Румынии соответственно
1320000.
Век XX. 1918-1940.Бессарабия
В 1918 году произошла оккупация Бессарабии Румынией.
Бессарабия вышла из-под эгиды страны «неучей» и вошла в лоно страны
«просвещения».
Посмотрим, как обстояли дела с образованием и просвещением в
период между 1918-1940 в Бессарабии.
Прежде чем описать положение образования в крае в это время,
процитируем публициста Петру Богату: «Эти 22 года, прошедших в
естественных границах Румынии, что бы там ни говорила российская враждебная
пропаганда, стали золотой эпохой для Бессарабии. Отмечу, одним росчерком пера,
лишь несколько достижений, которые позволили румынизму выжить в этих местах под
катком советской оккупации.
В 1918 году порядка 94% населения Бессарабии были
неграмотными. На самом деле, вся Россия была страной неучей. Только четверть из
её населения умели читать и писать. На этом мрачном фоне, Румыния казалась
действительно просвещенной. В 1918 году в Старом Королевстве и Трансильвании
около половины румын были образованы. Благодаря обширной программе обучения,
ситуация значительно улучшилась и в Бессарабии. По данным переписи 1930 года,
число умеющих читать и писать уже составляло 39%, а в 1940 году эта цифра
достигла 53%».
Такую характеристику дает публицист Петру Богату 22
годам оккупации Бессарабии Румынией в образовательном плане.
Общее число начальных школ в Бессарабии в 1920/21 учебном
году составляло 1564 единицы. В 1926/27 – 2051 «началка». В 1935/36 – 2204
(рекордный уровень), в 1939/40 – 2188. Если вспомнить, что в 1917 общее число
школ было 2 тысячи, а в 1940 – 2188, то рост минимальный.
По данным министерства просвещения, в 1932 году из 3.115.248
детей школьного возраста в школу было записано 2.022.464. Из них посещал школу,
и перешел в следующий класс лишь один миллион. Значит, еще 1,5 миллиона
неграмотных прибавилось к уже существующим 4.402.918 неграмотных и
полуграмотных, официально зарегистрированным в 1930 году. В средних школах с
1922 по 1933 училось 31,8% детей горожан и 5,2% детей из сельской местности.
Характерно, что по уровню охвата начальной школой детей от 7
до 16 лет Бессарабия занимала последнее место в «великой Румынии». Например, в
1931/32 учебном году в школьные списки было занесено ( по отношению к общему
числу детей школьного возраста) в Старом королевстве 78%, в Трансильвании –
80,5%, а в Бессарабии – лишь 59,9% детей. Примерно такая же пропорция
сохранилась и в 1935/36 учебном году.
Посещаемость начальной школы, например, в 1926/27 учебном
году была 63,4%, а в 1935/36 – 59,8%. Непосещаемость в бессарабских
школах была самой высокой в «Великой Румынии», и в 1931/32 учебном году
равнялась 45,2%, в то время как в начальных школах Старого королевства
– 26,5% и Трансильвании – 19,9%.
Процент успеваемости в школах Бессарабии снижался из года в
год. В 1920/21 учебном году процент второгодников составлял 33,1%, а в 1928/29
г.г. – 51,2%.
Как мы помним, накануне оккупации в Бессарабии было свыше 50
общеобразовательных школ. В начале 20-х годов их сеть достигла 108, а потом
стала неуклонно падать. К концу оккупации было в крае было 39 лицеев и
гимназий. Наивысшая численность учащихся была в 1920/21 учебном году – 18408
школьников, а в 1939/40 она дошла до самого низкого уровня и составила 8957
человек.
Среди городского населения детей и молодежи Бессарабии от 7
до 19 лет, выросших в годы румынской оккупации, неграмотных было в два раза
больше, чем среди их сверстников в городах королевской Румынии, в четыре раза
больше, чем в Трансильвании и почти в пять раз больше, чем в Банате.
Процент взрослых грамотных горожан со средним образованием в
Бессарабии был выше, чем в среднем по королевской Румынии, но ниже чем, в
Банате и Трансильвании. Данный факт свидетельствует, что при царизме народное
просвещение в Бессарабской губернии было поставлено лучше, чем в годы оккупации
края королевской Румынией.
Следует отметить, что обучение в средних учебных заведениях
было платным: в государственных учреждениях оно составляло 2000 леев в год, а в
частных - 6000 леев в год.
Уровень грамотности в Бессарабии в 1918-1940 г.г. был на
уровне с народами самых отсталых стран Востока. Среди детей в возрасте от
7 до 16 лет, выросших в составе Румынии, уровень грамотности составлял 28-34%.
В 1918 году власти королевской Румынии обещали депутатам
Сфатул Цэрий открыть на территории края университет. Это обещание так и не было
выполнено. Жители края, желавшие получить высшее образование, выезжали для
этого за рубеж. В 1921 году правительство Румынии направило ноту протеста
правительству Чехословакии, в котором говорилось, что «Румынией прием
бессарабской учащейся молодежи в чехословацкие высшие учебные заведения
рассматривается как действие, направленное против целей ее внутренней
политики».
В 1935 году правительство Румынии прибегло к еще одной
беспрецедентной мере. Родителям, чьи дети учились за рубежом, было запрещено
посылать студентам деньги. Причем запрет касался исключительно
студентов-бессарабцев.
А в это время в СССР…
Посмотрим теперь, как обстояли дела с грамотностью в СССР.
Сразу после установления Советской власти начался этап по
тотальной ликвидации безграмотности во всех уголках СССР.
Процент грамотности населения, согласно переписи 1897 , был
чуть более 20% . Это точка отсчета.
В 1926 году была проведена перепись населения в СССР:
грамотность лиц от 9 лет и выше составила 51,1%. В 1939 году перепись населения
зафиксировала грамотность населения от 9 лет и выше в 81,2%.
В 1924 году была образована МАССР. До революции процент
неграмотного населения Левобережья Днестра равнялся 80%. Благодаря
целенаправленной политике по ликвидации безграмотности в первой половине 20-х
годов удалось значительно снизить этот показатель. По переписи 1926 года, число
грамотных увеличилось до 36,9% (то есть неграмотность снизилась до 63,1%).
В 1930 году в МАССР был введен обязательный начальный
школьный всеобуч, а с середины 30-х годов — всеобуч в объеме семилетки.
Если в 1924/25 учебном году здесь имелось 300 школ, то в 1939/40 их было уже
496, в том числе 210 неполных средних и 65 средних. В них в 1925 и 1940 годах
обучалось, соответственно, 33,7 тысяч и более 101 тысячи учащихся. В 1940 году
насчитывалось 136 молдавских школ против 11 в 1925 году. В 1930 году был
открыт Тираспольский институт народного образования (позже педагогический), в
1932 году — Тираспольский плодоовощной институт (позже
сельскохозяйственный) и в 1939 году — Балтский учительский институт.
К началу 1940 года в Молдавской АССР оставалось только
7,3 тысячи неграмотных. Таким образом, абсолютное большинство жителей
республики за короткий промежуток времени стали грамотными.
Историк-экономист Фольфрам Фишер в своей работе «Европа:
экономика, общество и государство 1914-1980» приводит следующую статистику. В
СССР, в 1920 году около половины населения умело писать и читать. К началу
второй мировой войны доля грамотных приблизилась к 90% , а с 1960-х годов, как
и в Западной Европе, находилось на уровне 99%.
В Румынии доля неграмотных в стране в 1945 была равна 27% и
лишь к началу 70-х годов прошлого столетия практически сведена к нулю.
Полностью безграмотность в Молдавии была ликвидирована,
когда республика вошла в состав Советского Союза. В случае, если бы не было
оккупации 1918-1940 г.г., то процесс ликвидации безграмотности завершился
бы до начала второй мировой. В реальности, полная ликвидация безграмотности в
Молдавии совпадает по времени с ликвидаций безграмотности в Румынии. Таковы
были последствия двадцатидвухлетнего пребывания Бессарабии в составе страны
«просвещения».
За что боролись?
На момент выхода МССР из состава СССР 99,8% населения были
грамотными людьми. В МССР были Академия наук, вузы, средние школы, специальные
школы, техникумы и так далее. Страна «неучей» опять на все 100% сформировала
элиту для нового независимого государства.
С момента провозглашения независимости прошел 21 год. 30
тысяч жителей Молдовы не умеют писать и читать. И это только начало. Статистика
показывает, что у неграмотных родителей дети тоже неграмотные. В мировой
рейтинг вузов не попал ни один университет из Республики Молдова. А тем
временем Россия заняла первое место по числу людей с высшим образованием от 25
до 64 лет. В тоже время Румыния занимает первое место в Европе по уровню неграмотности,
6% населения не умеют писать и читать.
За 200 лет Бессарабия, Молдавия прошли путь от практически
тотальной безграмотности до фактически 100% грамотности населения. Огромную и
неоценимую роль в образовании и просвещении населения края сыграла страна
«неучей», и безусловно большим тормозом в плане образования выступила
страна «просвещения».
Молдавское образование в свой политике равняется на
образовательные идеалы страны «просвещения» и полностью отвергает опыт страны
«неучей».
Дабы сохранить и приумножить уровень образования в Молдове
надо, прежде всего равняться на страну «неучей». Такая уж у нас судьба.
|