Кому и для чего необходимо финансовое обеспечение для пребывания граждан Республики Молдова в Украине?По тексту публикации:
Встреча президентов
Молдовы и Украины состоялось в Крыму. Стороны заявили, что эти
дискуссии явились новым шагом в развитии молдавско-украинских
отношений. А по случаю дня рождения украинского президента, Мариан Лупу преподнес Януковичу подарок - несколько книг. Напомним,
что исполняющий обязанности молдавского президента Мариан Лупу
находится с визитом в соседнем государстве по приглашению Виктора
Януковича.» Но, кажется, что это уже было в 2009 году, или у нас массовое «дежавю»?
Что же вызывает удивление? Да то, что история данного вопроса ведет к событиям, имевшим место задолго до июля 2011 года.
Со стороны нормативной базы Украины,
положение о подтверждении финансового обеспечения своего пребывания в
Украине для иностранцев и лиц без гражданство, возникло в результате
принятия Кабинетом Министров Украины Постановления №1074 от 29 декабря 1995 года. А если быть более точным, то после принятия Кабинетом Министров Украины Постановления №445
от 06.05.2009 года «О внесении изменений к Правилам въезда иностранцев
и лиц без гражданства в Украину, их выезда из Украины и транзитного
проезда через ее территорию», согласно которого был составлен перечень
государств, граждане которых должны подтверждать наличие финансового
обеспечения пребывания в Украине, транзитного проезда через территорию
Украины и выезда за ее границы.
Читая упомянутый в Постановлении
Кабинета Министров Украины перечень стран, создается впечатление, что
Украина вовсе не считает Республику Молдова дружественным и соседним
государством, а отнюдь, расположенным, где то в Латинской Америке или
Африке, «за семью горами высокими, за семью степями широкими, за семью
морями глубокими, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве».
Интерес также вызывает и сумма в 1200
евро, ведь согласно данным Протокола Кабинета Министров Украины:
«…Иностранцы - граждане государства, которое включено в перечень,
указанного в абзаце первому этого пункта, и лица без гражданства,
которые постоянно в ней проживают, в случае въезда в Украину или
транзитного проезда через территорию Украины должны иметь средства в
20-кратном размере прожиточного минимума, установленного в Украине на
день их въезда на ее территорию, из расчета на каждый месяц пребывания
или на срок пребывания меньше одного месяца…». Учитывая, что
прожиточный минимум в Украине на 2011 год для разных категорий граждан
составляет 816-1004 гривен, то есть, примерно 80-100 евро – получаем
цифру минимальной суммы финансового обеспечения 1600-2000 евро. Но если
гражданин Молдовы пожелает находиться в Украине два или три месяца, то
эта сумма увеличивается вдвое или втрое соответственно.
Самой уничижительной в данном Протоколе является процедура исполнения вышеуказанных правил:
«…Выборочный
контроль за наличием достаточного финансового обеспечения
осуществляется во время проведения должностным лицом Государственной
пограничной службы собеседования с указанными гражданами в
пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу в
порядке, что определяется Администрацией Государственной пограничной службы…» То
есть, это можно понимать так: «хочу - проверяю каждого, хочу -
проверяю через одного, хочу – совсем не проверяю». Или если выразиться
точнее «есть указания проверять – проверяю, поступили указания пока не
трогать – не трогаем». И этот документ можно назвать серьезным
нормативным актом достойного уважения? В
результате вышеизложенного, можно сделать только один вывод - появился
еще один нормативный акт в виде инструмента манипулирования и
давления со стороны Украины на Республику Молдова. И абсолютно
естественной была бы реакция молдавской стороны по вводу адекватных мер
со своей стороны, а возможно и бо́льших мер, касающихся
приостановления действия двухсторонних договоренностей, до тех пор пока
не будут отмены дискриминационные положения путем исключения их из
украинских нормативных документов. А не запоздалой и неуклюжей попыткой
в срочном порядке провести Закон о государственной границе, который абсолютно не несет ответный и адресный характер, вследствие чего Украина и отреагировала мгновенно на молдавские действия.
Тем более что для Президента Украины
при его желании, и принимая во внимание нынешний расклад в
исполнительной власти, исключить один абзац из Приложения №5
Постановления Правительства является процедурой осуществимой максимум за
несколько дней, с учетом всех бюрократических формальностей.
Но что мы видим?
Пьеса провинциального театра не в лучшем исполнении
В
Украине годами сформировалось убеждение, что «молдаване» постоянно им
что-то должны. Любые попытки Молдавской стороны отстоять свою точку
зрения воспринимаются крайне негативно, притом практически по всем
вопросам: Паланка, Джурджулешты, Новоднестровск, Приднестровье, объекты
молдавской собственности в Украине, внешнеэкономическая деятельность
хозяйствующих субъектов.
Может причина, прежде всего в том, что
для начала необходимо требовать уважительного и равноправного отношения
к себе. Именно требовать всеми возможными законными способами, а не
надеяться на милость и ждать, что вопрос разрешится сам собой.
С мая 2009 года Украина ввела
дискриминационные меры по отношению к гражданам Молдовы и до сих пор
проблема не решена. Зато достаточно вспомнить, что не прошло и
несколько дней с момента принятия Парламентом Республики Молдова в
первом чтении проекта "Закона о государственной границе", как украинская пресса засияла сообщениями об ущемлении прав украинских граждан.
И тут же Молдова неуверенно начала
оправдываться. За что, спрашивается? За Закон принятый в первом чтении,
в котором кроме 17 статьи есть еще и другие статьи, определяющие
упрощенные процедуры пересечения границы для определенных категорий
лиц, и дополнительные правила пограничного контроля, устанавливаемые
Правительством? А может за то, что Украина до настоящего времени не
отменила аналогичные меры по отношению к молдавским гражданам?
И снова парадокс «близких» молдавско-украинский отношений сработал!
Получается какой-то гибрид сказки «Сивка-бурка» и игры в наперстки на межгосударственном правительственном уровне.
Старые песни о Джурджулештах
Судя
по отчетам молдавской власти, конфликтные вопросы с соседней страной
решены, основные претензии со стороны Украины молдавской стороной
удовлетворены:
По
логике вещей украинская сторона должна, наконец, пойти на встречу в
решении вопросов по признанию прав собственности молдавских объектов в
Украине. Но, к сожалению, происходит обратное. Совсем
недавно, Президиум Одесского областного совета поддержал внесение в
повестку дня сессии, запланированной на 26 августа, обращения к
Президенту Украины, в котором областной совет выражает обеспокоенность
нарушением экологических норм в порту Джурджулешты. Что означает
инициацию действий Украины, препятствующих деятельности молдавского
порта, вплоть до его закрытия.
А воз и ныне там…
Создается
впечатление о присутствии неких сил, препятствующих нормальным
добрососедским отношениям Республики Молдова и Украины, которые делают
все возможное и невозможное, чтобы рассорить близких соседей и усугубить
без того напряженную ситуацию в регионе. В противном случае налицо бездарная политика внешнеполитического ведомства Молдовы. Остаётся найти только тех, кому это выгодно…
|